20 августа 2024 года в храме в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня села Спасское Борского благочиния Нижегородской епархии состоялась Божественная литургия, которую возглавил протоиерей Евгений Хонин в сослужении помощника благочинного округа по спорту иерея Александра Данилова. Подобные службы проходят по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в рамках ежегодного совершения богослужений на разрушенных святынях Нижегородской земли.
На богослужении молились прихожане Казанского храма села Линда, гости, жители близлежащих селений. Желающие смогли приступить к таинствам Исповеди и Причастия. За литургией были вознесены молитвы о Святой Руси.
Священнослужители поздравили всех собравшихся с праздником, пожелали крепости духа, благополучия и Божией помощи в добрых и благочестивых делах. После литургии вокруг храма был совершен крестный ход и отслужена заупокойная лития. Силами волонтеров и неравнодушных людей в храме продолжаются консервационные работы.
Справка:
Село Спасское возникло на месте прекратившего свое существование Спасо-Раевского монастыря. О его настоятеле Филарете, обращенном из раскола первым строителем Саровской пустыни Исаакием, упоминается в летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Действие романа П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» также разворачивается в тех местах, где расположено это село. Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (время постройки — последня треть XVII в.) входит в комплекс бывшего Спасо-Раевского или Спасского-Раифского-Кезовского монастыря. Основан был в начале XVII в. выходцами из Москвы как мужской. В монастыре велась активная культурная жизнь. Здесь впервые была записана легенда о граде Китеже. Интересным историческим памятником является синодик монастыря, находящийся ныне в Российской Государственной библиотеке (Москва). Также в монастыре находилась богослужебная утварь, изготовленная в Оружейной палате, наличие которой констатировал в своих записках в середине XIX в. В. Даль. В 1713 г. братия монастыря была заподозрена в контактах со старообрядцами и выслана. Монастырь стал женским. В 1716 г. была построена деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1760 г. она была перестроена в камне. В 1764 г. при учреждении монастырских штатов монастырь был закрыт и храмы стали приходскими. В 1937 г храмы были закрыты. В них разместились мастерские МТС, а впоследствии храмы были заброшены и полуразрушены.